Обеспечение доступа СОНКО к услугам в социальной сфере

            В современных условиях предоставлением социальных услуг населению занимаются не только государственные, но и некоммерческие организации, а также социальные предприниматели. Их деятельность положительно отражается на функционировании общества, в частности на решении актуальных проблем социума и повышении качества жизни граждан. Государство заинтересовано в расширении участия негосударственных организаций на рынке социальных услуг.

            В модернизации социальной сферы государство уделяет большое внимание повышению качества услуг, в том числе за счет развития конкуренции – привлечения негосударственных организаций в социальную сферу. Здоровая конкуренция за бюджетные средства призвана повысить эффективность и придать новый импульс развитию всей социальной отрасли. Создаются специальные реестры – реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и реестр поставщиков социальных услуг, с помощью которых государство определяет для НКО и частного бизнеса, идущих в социальную сферу, приоритетные направления и предоставляет льготные условия. Ведь статус поставщика социальных услуг дает возможность предоставлять социальные услуги населению и получать за это компенсацию от государства и налоговые льготы – организациям, осуществляющим социальное обслуживание граждан, с 1 января 2015 года (Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 464-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») установлена нулевая налоговая ставка по налогу на прибыль.

В целях развития системы социального обслуживания населения и повышения его уровня, качества и эффективности с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», призванный обеспечить равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию.

Закон предусматривает равные возможности для доступа к бюджетному финансированию, а, следовательно, и предоставления социальных услуг на постоянной основе как государственными, так и негосударственными учреждениями. Теперь НКО могут выступать поставщиками социальных услуг, официально включенными в реестр поставщиков социальных услуг. Это важно для некоммерческих организаций, потому что предоставление социальных услуг - это стабильное финансирование, независимость от грантовых выплат, субсидий и пожертвований, устойчивость, а значит и перспективы долгосрочного развития. Такой вид деятельности предполагает большую (по сравнению с проектной деятельностью) финансовую устойчивость, но, одновременно, и более высокие требования к деятельности, качеству услуг и квалификации сотрудников. Это также важно и для рынка социальных услуг, потому что появление на нем новых игроков означает рост конкуренции и стимулирует повышение качества.

Обеспечение доступа социально ориентированных некоммерческих организаций на рынок услуг в социальной сфере происходит в Российской Федерации в рамках исполнения послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г.:

«Считаю правильным поэтапно направлять некоммерческим организациям до 10 процентов средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы НКО могли участвовать в оказании социальных услуг, которые финансируются за счёт бюджетов. Мы исходим из того, что мы хорошо с вами знаем действующее законодательство, мы ничего не навязываем, но я прошу руководителей регионов и муниципалитетов учитывать это в своей работе».

Поэтапное увеличение доступа негосударственных организаций к предоставлению социальных услуг населению в конечном итоге направлено на достижение следующих результатов:

• увеличение доступности и качества услуг в социальной сфере, предоставляемых населению;

• расширение возможностей для потребителей выбора поставщика услуг в социальной сфере, а также их вариативности;

• повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на предоставление гражданам услуг в социальной сфере;

• повышение прозрачности системы предоставления населению услуг в социальной сфере.

 

Для решения этой задачи, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях предпринимаются меры, направленные на поддержку негосударственных поставщиков и устранению препятствий для их выхода на рынок социальных услуг:

 

1. Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021 – 2024 годы от 11.12.2020 № 11826п-П44.

Справочно: В 2016-2020 годах действовал Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа СОНКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению на 2016 – 2020 годы от 23 мая 2016 года № 3468п-П44, в рамках которого реализован Комплексный план Томской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016 – 2020 годы (Распоряжение Администрации Томской области от 13.12.2016 № 899-ра).

 

2. Дорожная карта «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1144-р)

 

3. Перечень целевых показателей по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населения, на 2016 – 2020 годы (распоряжение Администрации Томской области от 28.07.2017 № 450-ра)

 

Зачем НКО вступать в Реестр поставщиков социальных услуг 

Организации имеют право получать бюджетное финансирование и оказывать услуги социального обслуживания и без включения в реестр.

Так, помимо вхождения в реестр поставщиков социальных услуг НКО могут участвовать в тендерах либо участвовать в конкурсе на получение государственной субсидии на реализацию социальных проектов. Однако эти способы по существу являются разовыми выплатами.

В отличие от них, преимущество оказания социальных услуг некоммерческими организациями, включенными в реестр поставщиков социальных услуг, заключается в том, что только при таком подходе НКО получают возможность получать государственное финансирование на осуществление деятельности по предоставлению социальных услуг на регулярной основе, что придаст НКО куда большую финансовую устойчивость.

 

Уполномоченные исполнительные органы государственной власти Томской области в сфере социального обслуживания

Администрацией Томской области определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Томской области в сфере социального обслуживания: Департамент социальной защиты населения Томской области (в отношении совершеннолетних граждан) и Департамент по вопросам семьи и детей Томской области (в отношении несовершеннолетних граждан).

 

Реестр поставщиков социальных услуг

Поставщиком социальных услуг может быть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

Для граждан - получателей социальных услуг Закон предусматривает право выбора поставщика социальных услуг из реестра поставщиков того региона, где он проживает.

Реестр поставщиков социальных услуг Томской области, предоставляющих социальные услуги совершеннолетним гражданам размещен в открытом доступе на официальном сайте Департамента социальной защиты населения Томской.

Реестр поставщиков социальных услуг Томской области, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним гражданам  размещен в открытом доступе на официальном сайте Департамента по вопросам семьи и детей Томской области.

Включение организаций социального обслуживания в Реестр осуществляется на добровольной основе.

 

Опубликовано:2019-06-27 09:43 | Обновлено:2019-06-27 09:43